от

Бизнес игра «Завод». Практический отзыв и полученный опыт

игра завод

15 сентября 2018 года. Я в Тюмени, чтобы поучаствовать в мероприятии “СУП 2018” (Слёт успешных предпринимателей — http://forumsup.ru/. Но основное, что меня интересует там – это побывать на бизнес-игре «Завод». Это имитация настоящего завода, где 4 года проходят за 4 часа. И вам нужно научиться работать в команде из 20-23 человек. И вот там-то все ваши «рабочие и жизненные тараканы» и лезут наружу. Сразу видно, кто как ведёт себя в жизни и на работе и какие совершает ошибки

В начале статьи хочу отметить, что написанный здесь отзыв не выражает никакого личностного отношения к кому-либо из участников игры. Это лишь моё мнение о поведении меня лично и других людей. Тем более указаний на конкретные личности здесь и не будет, в этом нет смысла. Это лишь игра. Всё равно я благодарен всей команде «Завода № 3» 2018 года за такой пережитый опыт. Это было очень интересно. Ну…а теперь к сути.

Перед поездкой я детально изучил сам сайт игры – http://crbrus.ru/nashi-proekty/biznes-igra-zavod/ + несколько видео-отзывов в интернете. Как и в любой новой обучающей модели – сходу ничего непонятно, но вроде интересно. Т.к. ни на сайте, ни в отзывах я не нашёл конкретной детализации происходящего, то и здесь я НЕ буду писать детали именно самой игры, чтобы:

  • Не испортить вам интерес от первого опыта, если вы вдруг в неё когда-нибудь поиграете
  • Не дать заранее важную информацию, до которой обычно все «доходят» в процессе игры. Это нужно пережить лично

Я опишу лишь общие моменты и свои «эмоциональные открытия» после самой игры.

Начну с того, что на игру ещё нужно успеть записаться! Ибо всего было 100 мест (расширили потом до 115), я записался где-то 36-м задолго до начала игры. За час до начала у входа в игровую зону образовалась приличная очередь из тех, кто не попал в заветный список «счастливчиков». Услышав свою фамилию, я прошёл в зону и сделал это фото:

игра завод

Пока запускали всех остальных, я немного осмотрелся, сделал пару фото, из которых почему-то потом нашёл лишь эту:

игра завод

Это были места экспедиторов.Ну да, хреновый из меня фотограф в гуще событий 🙂

Далее, когда всех запустили, начался процесс деления на команды. Надо было сформировать 5 команд. Т.к. среди участников было довольно много коллективных команд (ПромСвязьБанк, колледжи, «люди» из экономики Тюменской области и пр), то таких «одиночек», как я, попросили присоединиться к какой-нибудь коллективной команде. Вот кто со мной рядом стоял, туда я и пошёл. Это были команды ПромСвязьБанка и кого-то ещё (насколько помню).

Когда команды сгруппировались и был выбран «главный» в команде, ему дали листки со списком ролей для людей. В каждой группе (группа = завод) было по 23 человека. Это 23 роли. Нехило так, я вам скажу!! Кто там только не был:

— генеральный директор
— финансовый директор
— продажники
— закупщики
— сотрудники склада
— экспедиторы
— сборщики
— прочие

Распределение ролей было в свободном стиле «Кто хочет взять эту роль?»

игра завод

В то время, когда шли активные обсуждения топ-менеджмента, я подошёл к девушке, которая записывала людей по ролям, и тихо сказал: «Запиши меня, пожалуйста, в сотрудника цеха сборки».

Последовала вполне ожидаемая реакция в стиле:

Но меня записали. Я ещё когда ехал, задался целью погрузиться в самую рабочую роль. Побыть в ТОП-менеджменте я и по жизни успею.

После того, как все роли были установлены, все наклеили стикер с номером своей команды. Наш завод – номер 3.  Это грамотный ход — чтобы не путаться среди всех 115 людей на довольно небольшой площади (говорили, что в другие годА игровая площадь была в разы больше).

игра завод

Затем всех садят по их игровым местам. Каждому отделу – своя небольшая зона, где ты сидишь со своим напарником и руководителем твоего отдела.

Зона работника цеха сборки выглядела так (то, что предпочитаю не показывать — замазано):

игра завод

Это небольшой стол, вокруг которого стоит 3 стула. 2 для «простых рабочих» и 1 – для руководителя цеха сборки.

На картинке вы видите жёлтую тоненькую книжку – это должностная инструкция по твоей выбранной роли. Организаторы очень серьёзно подошли к натуральности игрового процесса – за это им огромный плюс.

Перед стартом игры нам всем дали минут 40 на то, чтобы каждый изучил свою должностную инструкцию и задал наводящие вопросы до игры. И вот мы сидели и изучали:

игра завод

Полагаю (другие инструкции я не видел), что у других должностей было написано намного больше, т.к. я свою изучил минут за 15 и потом сидел, просто смотря на остальных и пытаясь самостоятельно ответить на имеющиеся после прочтения вопросы.

В инструкции были моменты, с которыми я в жизни бы явно поспорил. Например то, что общаться можно лишь со своим линейным руководителем. Но это игра. И люди привыкли играть по правилам.

Наконец, организатор собрал всех около игровой зоны нашего завода (фортануло нам) и пошагово рассказывал-показывал, как выглядит работа каждого сотрудника компании:

игра завод

Это было довольно забавно смотреть. Но это довольно скучно описывать и читать, поэтому этот блок обучения мы пропустим и перейдём к завершающей стадии перед самым стартом – «обезручиванию» сотрудников :))

По правилам игры сотрудники рядовых рабочих специальностей могут иметь одну из категорий:

Стажёр – играешь одной левой рукой
Мастер – играешь одной правой рукой
Профессионал – играешь двумя руками.

Так вот, перед самым стартом помощники организатора прошлись по всем нужным людям и в прямо смысле слова заклеили «нерабочую» руку. У меня это выглядело так:

игра завод

Ужасно смотрится, да :). Но я-то знал, что у меня основная рабочая рука – как раз левая (я наполовину левша), поэтому это всё меня лишь позабавило.

Ну всё, пора начинать. Погнали!

Ах да, забыл сказать кратко про сам продукт завода – каждый завод делает некие детали для неких продавцов, которые где-то сидят и будут проверять эти детали. Это, в принципе, всё, что нужно знать для вас, как читателя.

Теперь уже точно – погнали, старт!

….
….
….
….

Игра началась

….
….
….

Игра началась?

….
….
….

П-с, Александр(второй сборщик), игра началась или нет?

….
….
….
….

Вроде люди ходят друг к другу, общаются. Но я не понимаю, это ещё стадия «до игры» или игра уже началась? Громкого звона в колокол или трубу для старта не было.

С моего стула это выглядело так:

игра завод

Да мы просто сидим уже минут 10, не понимая, что вообще происходит. Ау, по ту сторону поля!! Там что-нибудь происходит вообще? От скукоты уже начинаешь «валять дурака», прикалываться, отвлекать других (ну скучно же), предлагать сыграть в карты и делать прочую ересь, не связанную с игровым процессом. Я вот как-то не ожидал, что буду этим заниматься первые 10 минут игры. Но оно так получилось.

И вот тут «ба-бах» — и мне прилетают первые инсайты (открытие по поводу происходящего). Отмечу, что мои инсайты могут не соответствовать вашим каким-то ожиданиям, они же мои. Но мне они были очень важны, поэтому я всё  равно их тут буду описывать. Вдруг и вам пригодятся.

— — — —

Инсайт № 1:
Каждый сотрудник организации должен иметь возможность понимать, есть ли вообще «жизнь» в компании? Или все уже давно сидят, плюют в потолок и готовят резюме на новую работу. Потому что это занятие довольно заразительное. Понимание происходящего помогает понять, чего тебе следует ожидать в ближайшем будущем

Забегая чуть вперёд, скажу, что в других заводах генеральный директор проводил общие планёрки до и после важных моментов игры. Это круто. Жаль, что у нас такого не было.

 

Инсайт № 2:
Сотрудники рабочих специальностей должны быть всегда заняты. ВСЕГДА. Потому что отсутствие работы автоматически порождает занятие дурацкими делами даже у руководителей компании, которые погрузились в эту роль ради игрового процесса. Это как-то приходит само по себе. Работник не должен сидеть на месте, ничего не делая. Задача руководителя – обеспечить его заданиями. Важными или нет – любыми, чтобы он всегда был в процессе какой-то работы.

— — — —

А дальше фото будет сильно меньше, потому что всё же рабочий процесс добрался и до нашего стола и было уже не до фотографирования (кстати, за фото в процессе игры полагался игровой штраф, который накладывался на результаты всего завода).

Началось всё с того, что к нам прибежали и сказали «Вот, собирайте!».

Напомню, что мы собирали некие детали. Что это за детали и как они собираются – это отдельная история, которую не хотелось бы раскрывать, чтобы не портить интерес от игры вживую. Но…скажу, что сборка имеет свои определённые требования. Там всё не так просто. Там нельзя просто взять и начать собирать «как попало», беря всё подряд из кучи.

Итак. Первая деталь. Я и мой напарник – оба могут работать лишь левой рукой. Мы корячимся, пыжимся, но делаем первую деталь. Отдаём её. Смотрим, как человек куда-то убегает с нашей деталью. Всё. Что с ней стало дальше – непонятно. Походу, наша работа сделана. Нового заказа нет – опять сидим кукуем.

Через некоторое время к нам снова прибегают и говорят «Деталь клиент не принял. Неправильно сделали»

— А что неправильно сделали?
— Я толком не знаю, ну вот заказ же такой-то. Его и надо
— Эээээ погоди, этот заказ можно сделать эдак, так и сяк. Как надо?
— А я не знаю…

И происходит довольно долгая и непонятная процедура «разбора полётов», что же было сделано не так. Как говорится, «Без грамотного ТЗ – результат ХЗ».

И вообще в последних 10 строчках я очень кратко изложил 10-минутный отрезок времени, когда все пытались разобраться, что же не так.

Кстати, о «всех». Это реально были все, кто находился поблизости. Хотя даже правилами игры запрещено общаться всем подряд, но возле нашего стола стояло много людей. Помогали ли они – вряд ли. Скорее, каждый из них пытался самолично разобраться, почему же заказ в итоге не принят. Каждый предлагал свои версии. От этого обсуждение было реально в стиле балагана. И при этом никто не знал истинно правильного ответа – все лишь строили свои догадки.

Но вроде исправили – отдали снова. Я сижу и ловлю очередные инсайты.

— — — —

Инсайт № 3:
Люди, получающие заказ от клиента, должны хотя бы на минимальном уровне понимать требования от цеха, который будет этот заказ делать. Нюансы всегда будут иметь значение.

 

Инсайт № 4:
Нахера вот треть всей «компании завода» собрались возле рабочих и устроила балаган по требованиям к заказу? Это обязанность нашего руководителя цеха сборки донести до нас информацию о том, что и как правильно собирать. Вот пусть он и разбирается, при этом задействуя минимум людей. Мы, как рядовые рабочие, в этих балаганах не должны участвовать.

— — — —

Вы вот сейчас скажете, что это очевидная вещь, но поверьте – когда проживаешь это даже в игровой форме, всё это воспринимается совсем иначе.

Итак, мы снова сидим без заказов. Но тут наш руководитель отправляет моего коллегу на повышение квалификации – чтобы он мог работать правой рукой. Всё-таки я, как полу-левша, могу дольше проработать левой рукой. А вот ему реально неудобно. Через пару минут напарник приходит с уже заскотченной другой рукой – левой. Переквалифицировался из стажёра в мастера :))

Проходит некоторое время и мы делаем ещё пару заказов. Некоторые из них продолжают к нам возвращаться на доработку. Мы продолжаем во всём общении участвовать все сразу. А затем в очередной период «простоя» я ловлю следующий инсайт:

— — — —

Инсайт № 5:
А нахрен вообще нужен руководитель? Вот за все почти пару часов я так и не понял, в чём его роль. Всё равно во всех обсуждениях я так же активно участвую, как и он. Но я не чувствую с его стороны какого-то руководства или намеченного плана действий. Руководитель просто есть. И это в корне неверно. Люди должны понимать и внутренне принимать значимость своего руководителя

— — — —

Иногда, кстати, он общался с руководителем другого звена:

игра завод

Но лично я сильного толка в этом не увидел. Увы.

Иногда, довольно редко, мы видели генерального директора, который появлялся в игровой зоне минут на 5 (похоже, такие были у него правила по его инструкции) и потом снова уходил за пределы зоны. Потому что его рабочее место было далеко за пределами нашей зоны. Мол, директор сидит «где-то там» и не участвует постоянно в рабочих процессах. Всё как в жизни. Для него это некая «черная коробочка», где люди бегают туда-сюда, производя результат. Появляясь возле нашего стола, она (это была девушка) спрашивала «У вас всё хорошо?». Мы отвечали «Да», и она убегала дальше.

После второго её прихода я понял, что вопросы то у меня есть, но когда она появляется рядом, я их забываю. А когда её нет – их некому задать. Понимаете? Инсайт!

— — — —

Инсайт № 6
У любого сотрудника компании должна быть возможность задать свой вопрос директору компании. Или кому-то другому, кто 100% даст обратную связь на его запрос. Это создаёт ощущение того, что твоя работа ценится и все заинтересованы в том, чтобы сделать твой рабочий процесс удобнее и быстрее.

Зачастую я же встречаюсь с ситуацией, что если у человека проблема – он её никому не озвучивает. Просто живёт с нею и всё. Мол «а мне не говорили, что о проблемах надо сообщать».

— — — —

Примерно в таком стиле прошли первые пару часов игры (1 час = 1 год жизни завода). Всё происходящее, конечно же, не описать. Но время игры на сегодня закончилось и надо было уходить.

Когда все ушли, наша игровая зона выглядела так (мой стул в дальнем углу посередине):

игра завод

Я не торопился уходить совсем из здания, т.к. видел, что другие команды активно что-то обсуждают. Я ожидал, что кто-нибудь соберёт всех вместе и в нашем «заводе». Но, увы, этого не произошло. На тот момент часть людей решали вопрос, почему не приняли очередной заказ. Общего собрания с подведением итогов этих 2х игровых часов не было.

По крайней мере, уходя, все ожидали увидеть тот же набор людей и на следующей день. Ну-ну )

 

Игровой день № 2:

А вот хрен вам, а не тот же набор людей! Это жизнь, детка. И даже в игре происходят непредвиденные ситуации и надо выкручиваться.

Началось всё с того, что утром пришли не все. Например, мы не обнаружили нашего начальника цеха сборки. А играть-то надо. В итоге я сообщаю генеральному директору о готовности занять место начальника цеха сборки. Выбора там особо нет – одобрение получено.

Бамс – и уменя новая карточка:

игра завод

Надпись «профессионал», похоже, говорит о том, что я могу работать двумя руками. Всё-таки негоже руководителю работать одной рукой )).

Я пересаживаюсь за этот же стол, но с другой стороны, где ещё вчера сидел «мой бывший руководитель». Через несколько минут ко мне подходит коммерческий директор (не помню имя) и у нас происходит следующий диалог:

К.Д.: Мы делаем замену, тебя ставим на место начальника склада. А его – на твоё место начальника цеха сборки
Я (с глубоким изумлением): Ничего себе поворот. Нет
К.Д.: Да как нет. Я тебе говорю, мы делаем замену сейчас
Я (уже твёрдо): Я прекрасно тебя слышу, но НЕТ! Кто тебе сказал, что это поможет?
К.Д: У тебя есть проблемы в сборке. Детали не принимаются
Я: Мы вчера вечером решили все проблемы, их больше не будет
К.Д.: Короче, давай делаем замену
Я: Это чьё решение? Твоё? Давай позовём генерального директора, обсудим с ним
К.Д. (смотрит по сторонам): А нет её. И, кстати, ты по правилам не можешь с ней общаться
Я (хотел сказать, но НЕ сказал): Да класть я хотел на эти правила в игре и жизни. Обоснуй мне своё решение
Я (а в итоге сказал следующее):  Вот смотри, сейчас ему надо будет «въезжать» в мою должностную, а мне – в его должностную. Зачем? Ты уверен, что от этого будет польза
\\ минута пререканий
К.Д.: Ладно, оставайся. Обещаешь, что проблем не будет на твоём участке?
Я: Обещаю. Всё будет нормально.

Этот разговор закончился моей «победой». И получением нового инсайта. А точнее подтверждением того, как я обычно всегда итак поступал в жизни:

— — — —

Инсайт № 7
Знай свою роль на текущем должностном месте и отстаивай свою позицию, если ты против чужого мнения. Даже если это мнение человека, кто в иерархии компании находится выше тебя:

— — — —

Кстати, склад в момент нашего разговора выглядел как-то так:

игра завод

Незадолго до старта игры всё же приходит бывший руководитель цеха сборки. Он просто опаздывал. Оказывается, он прислал мне в вайбер сообщение об этом. Но увы, поздно.

Как я всегда говорю своей команде – по важным вещам надо всегда звонить. Это самый быстрый способ связи. Не надо ожидать решения важных вопросов через мессенджеры, если ответ нужен «здесь и сейчас».

В итоге Александр (опоздавший) садится уже на моё место и сам заматывает себе скотчем правую руку. Мы просто поменялись с ним ролями.

Объявляется старт игры. Я уже знаю, что у нас есть немного времени, пока не придут новые заказы. Это время я, как уже назначенный руководитель, решаю провести с пользой и устраиваю мини-планёрку со своими 2-мя сотрудниками цеха сборки. Обсуждаем проблемы прошлого дня и идеи, как собирать заказы без ошибок. Скажу, что это принесло свои определённые плоды и мы наметили для себя план действий на сегодня.

Есть даже фото этого процесса. Вон он я – в центре в джинсах и кофте. Обсуждаю рабочий процесс с парнями 🙂

игра завод

Таков мой стиль работы. Кто-то общается с командой, выслушивает их «боли» и узнаёт их сильные стороны. Кто-то нет, оставляя всё на самотёк. Обе модели могут давать какой-то результат. Какая эффективная – каждый решает сам для себя.

А дальше происходит мой «Fail». Подходит всё тот же коммерческий директор и у нас происходит новый диалог:

К.Д.: Так, давай вот его (указывает на одного из моей команды) отправляй на повышение квалификации. Пусть двумя руками собирает
Я: Ты уверен, что это поможет? Оно нам надо?
К.Д.: Я говорю надо. Его надо отправить, чтобы он собирал двумя руками
Я: Я вот не думаю, что это сейчас необходимо
К.Д. (явно напирая голосом и взглядом): Ты чего такой упёртый. Его надо отправить на повышение квалификации, у тебя же скорость будет быстрее
Я (обдумывая необходимость в действии): Ладно, пусть идёт

Я сажусь на стул и тут-же понимаю, что только что я спасовал. Совсем недавно я с ним же отстоял свою позицию, а тут уже спасовал. И даже НЕ потому что я против того, чтобы отправлять человека. Я бы и сам принял решение это сделать. А спасовал, потому что в процессе разговора не выстроил свою позицию так, что решение было бы принято МНОЮ, а не им. А в итоге получилось, что он пришёл и принёс своё решение, «минуя» меня, как линейного руководителя обучаемого человека. Это тоже в корне неверно. «Прыгать» с решениями через головы – некорректное поведение в коллективе.

Но в тот момент я словил новый инсайт:

— — — —

Инсайт № 8:
Люди в игровой форме ведут себя так же, как в жизни. Я это почувствовал прямо на практике. И игра действительно может показать, у кого какой стиль руководства с его сотрудниками в жизни.

— — — —

Уже потом я узнал, что этот коммерческий – руководитель в жизни, у него какое-то своё небольшое производство, 15 людей в штате. Полагаю, у него довольно авторитарный стиль управления. Он любит принимать свои самоличные решения. Я бы с ним не сработался 🙂

Что-ж, давайте вернёмся к игровому процессу. За 2 новых часа произошло много чего, что позволило ускорить процесс работы и уменьшить количество ошибок как с нашей стороны, так и со стороны других отделов. Но этого расписывать не будут. А распишу лучше один показательный случай нашего цеха сборки.

Приходит заказ. Довольно сложный. Напомню, что сборка имеет определённые требования и требует времени на обдумывание. Ну если делать по уму. Так вот, в какой-то момент времени  мы не можем понять, как же его собрать правильно. Так – не получается. Эдак – не получается. И сели такие – думаем. И смотрим на «детали» на столе. Со стороны это выглядит так – сидят спокойно трое мужиков, чешут лбы и смотрят на «детали» на столе.

И в этот момент прибегает девушка (даже не знаю, с какого отдела завода), видит эту картину и с реально повышенным голосом говорит следующую фразу:

— Вы что, ещё НЕ начали собирать?!

Оооооохххх…поверьте, в этот момент мне хотелось взять что-то твёрдое и острое, чтобы вкрутить ей это в височную часть и отправить отсюда подальше. Или сделать что-то в этом стиле с нею:

Я давно не испытывал такого эмоционального давления, хоть и в игровой форме, от человека, который вообще не понимал сути происходящего. Но мы сдержались и нормально сказали ей, чтобы она шла отсюда восвояси и не бесила нас мужиков.

В тот момент я подумал, что, скорее всего, такой же стиль поведения у неё и в настоящей работе. Кем она работала, увы, я потом не узнал. Да и не особо интересно было тогда (а зря).

Психологическое давление усилилось, когда всё это увидел всё тот же коммерческий и сказал мне с явным укором:

— Вот почему вы все опять тормозите процесс? Ты обещал, что у тебя в отделе сбоев не будет!

В моей голове в этот момент промелькнула несколько вариантов ответа ему. Самый адекватный был в стиле «Ты зачем мне это сейчас говоришь? Ты думаешь, что эти слова помогут делу сейчас? Ты реально так считаешь?»

Но счёт шёл реально на минуты и даже секунды, и я предпочёл, что лучшей реакцией на его укор будет просто молчание и продолжение обдумывание того, как же собрать заказ. Что я и сделал. Думаю, это было правильным решением в тот момент. Тем более, что его укор не предполагал явного ответа с моей стороны. Ему хотелось просто выговориться и выразить своё недовольство. Похоже, он делает это именно таким образом. Чтож – разок стерпим. Мне с ним не работать дальше.

Отсюда, кстати, вытекает и следующий инсайт.

— — — —

Инсайт № 9:
Не лезь в чужие должностные инструкции со своими рекомендациями. Особенно если ты НЕ являешься руководителем человека. Лучшее, что ты можешь сделать – это спросить «Я могу чем-то вам помочь в ваших делах?». Всё остальное – только портит работу и отношения с людьми.

— — — —

Остаток игры прошёл боле менее гладко. В самом конце организатор объявил, что все желающие могут собраться через 15 минут в соседнем жилом корпусе, чтобы коллективно обсудить игру и поделиться своими эмоциями от пережитого.

Перед уходом мы все сделали групповое фото нашего завода № 3:

игра завод

Коллективная рефлексия (обратная связь) была полезна. И я удивлён, что на неё пришло лишь 15-20 людей со всех «заводов». Хотя с другой стороны – общаться в таком составе было проще.

Организатор хорошо построил процесс общения, рассказал интересные моменты из игрового опыта прошлых лет. Как вы понимаете, я это не могу описать здесь.

Напоследок лишь отмечу, что когда до меня дошла очередь давать обратную связь, я спросил: «Поднимите руку те, кто играл в роли сотрудника цеха сборки». Помимо меня руку подняли лишь 2 человека. Вот так – все (а на рефлексию пришли лишь особо заинтересованные в игре люди) хотят быть топ-менеджерами, и мало кто хочет специально погрузиться в рабочие процессы «простых работяг», чтобы понять, где могут быть ошибки в вашем собственном бизнесе или просто на вашей обычной работе.

Конечно же, я не передал всех деталей происходящего. Мне, в силу тоже своего характера, приходилось делать вещи, которые запрещены правилами игры (а кто сказал, что жизнь наша и работа имеет правила вообще?). И я так же бегал туда-сюда, пытаясь помочь другим отделам, видя, как они там нелогично работают. Много чего было…но это уже отдельная история.

А на этом, думаю, я закончу свой рассказ об этом прекрасном опыте. Хотел бы я поиграть в следующем году? Обязательно! И вам советую.

И ещё раз ссылка на сайт игры — http://crbrus.ru/nashi-proekty/biznes-igra-zavod/

P.S.  А победила команда людей из экономики Тюменской области. Ну ещё бы. Умные ребята там 🙂